АЭРОПОРТ «БЕЛЬЦЫ-ЛЯДОВЕНЫ», ЧЕТВЕРТЬ МИЛИ – ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ!
В последнее воскресенье сентября, забытый самолетами и людьми, аэропорт «Бельцы-Лядовены» ожил, засиял яркими красками, зазвучал голосами тысяч людей, наполнился ревом двигателей. Причиной этого временного возрождения стал суперфинал 2018 года по драг-рейсингу, на который собрались опытные пилоты из нескольких стран и огромное количество болельщиков.
Стоп! Видимо, первый абзац вызывает больше вопросов, чем предоставляет ответов? Ну, это – дело поправимое. Итак, «Где?», «Что?», «Зачем?» и, главное, «Как это было?». Отвечаем по порядку.
«Где?»
АЭРОПОРТ
Есть в Молдове место, в котором, наверное, можно снимать фильмы об исчезнувшей человеческой цивилизации…
Аэропорт «Бельцы-Лядовены» - некогда процветающие воздушные ворота северной столицы МССР. Взлетно-посадочная полоса (ВПП) этого транспортного узла была рассчитана на использование ее такими, современными в те годы, самолетами, как Ту-154 и Ил-76. Шутка ли, два с четвертью километра длины, 42 метра ширины и, без зазоров подогнанные друг к другу, мощнейшие бетонные плиты? До самого развала Советского Союза из этой воздушной гавани ежедневно выполнялись десятки регулярных пассажирских рейсов в Москву, Сочи, Симферополь, Киев. Кроме того, несколько небольших Ан-2 бесперебойно осуществляли связь с Кишиневом, играя роль воздушных маршруток и тратя на взлет и посадку, почти такое же время, как на сам полет.
Сегодня…
Небольшое здание аэровокзала закрыто на замок. На территории аэропорта не видно ни одного воздушного судна. Диспетчерская вышка подслеповато взирает на мир, прикрытыми жалюзи почти до подоконников, стеклами. Разметка на рулежных дорожках для самолетов и на направлениях, выделенных для проезда спецавтотранспорта, еще отличается по цвету, но давно облупилась и потрескалась. Густые заросли дикой маслины и шиповника, щетинясь колючками, наступают по периметру забора со всех сторон и уже закрыли от взгляда подножия вышек, основания мачт прожекторов и даже вагончики метеослужбы.
Впрочем…
Километровые газоны, ограждающие ВПП с двух сторон, аккуратно подстрижены и выглядят, как последняя черта обороны человека от наступающих сил природы. А сама взлетно-посадочная полоса, несомненно, обслуживается и до сих пор сохраняет идеально ровную поверхность, что и явилось определяющим фактором при выборе места для организации соревнований по драг-рейсингу.
«Что?»
ДРАГ-РЕЙСИНГ
Drag-racing, что переводится с английского, как «гонки по прямой» - один из видов автомобильных гонок на ускорение. История драг-рейсинга насчитывает, без малого, сто лет. Еще в 20-х годах прошлого века, в США любители мощных мотоциклов и автомобилей «хот-родов» соревновались друг с другом на трассе длиной в ¼ мили, которая была проложена по дну высохшего озера Мохаве в Калифорнии. Чуть позже, когда бывшее озеро было передано федеральными властями Министерству обороны, и превратилось в закрытую территорию базы ВВС США, драг-рейсеры были вынуждены искать или оборудовать для своих автомобилей другие трассы.
После Второй Мировой войны, в Америке и Европе осталось большое количество невостребованных военных аэродромов, на взлетно-посадочные полосы которых с удовольствием перебрались владельцы «хот-родов» и drag-racing получил международное признание и статус официального вида спорта.
Правила соревнований довольно просты: по сигналу светофора два автомобиля стартуют и, двигаясь параллельно, стремятся пройти дистанцию в ¼ мили (402 метра) с максимальным ускорением, за возможно меньший промежуток времени.
Кстати, дистанция в четверть мили считается идеальной для этого вида гонок, поскольку целиком может быть охвачена взглядом человека и зритель, находящийся на старте, прекрасно видит всю трассу и даже финиш.
Кроме того, бытует мнение, что после, упомянутой четверти мили, гонка превращается из соревнования автомобилей в соревнование пилотов. Хотя это, конечно, не так. Мастерство пилота – один из важнейших факторов, срабатывающий с первых метров трассы и секунд времени.
«Зачем?»
ЧУВСТВО ПОБЕДЫ
Возможно, в данном случае вопрос «Зачем?» - не совсем корректен. Правильнее было бы спросить «Во имя чего?».
Преодолеть сопротивление таких стихий, как земля, вода и воздух – человеку уже явно недостаточно. Он, все чаще и чаще, пытается победить необратимое течение времени, доказав себе и окружающим, что даже оно не властно над ним, что он может мчаться быстрее, успевать больше, финишировать раньше.
Поэтому драг-рейсеры переоборудуют свои автомобили, форсируют двигатели, а то и приобретают дрэгстеры, сделанные по индивидуальным заказам, оснащенные двигателями мощностью более 8000 лошадиных сил.
Во имя этого тратят на технику и оснащение свое время и огромные деньги, отдают все свои силы для того, чтобы преодолеть планку в 9, 8, 7 секунд и скорость в 200, 300, 400 км/ч.
Именно, ради того, чтобы испытать прекрасное чувство победы над временем и приехали 30 сентября на территорию аэропорта «Бельцы-Лядовены» более 40 пилотов из Молдовы, Украины и Румынии.
«Как это было?»
СУПЕРФИНАЛ ЧЕМПИОНАТА
Ответить на последний или, как говорят драгрейсеры, «крайний» вопрос очень трудно. (Примечание: слово «последний» все, кто причастен к гонкам не используют. Например, фраза «начинаем последний заезд» - это не просто дурной тон, а словосочетание, которое может накликать беду).
Итак, почему же, трудно ответить на этот вопрос? Да просто, почти невозможно описать словами то, что нужно видеть воочию.
Зрители
Видимо, подобными соображениями руководствовались и болельщики чемпионата, которые приехали не только из Бельц и близлежащих районов. Порадовало то, что на стоянках, расположенных недалеко от трассы, находилось множество машин с кишиневскими номерами. Жители столицы доказали, что проехать 300 километров в оба конца – невеликая плата за присутствие на таком незабываемом состязании. Всего собралось более 3-х тысяч (!) человек. Поддерживали пилотов и «болели» активно, аплодисменты и одобрительные крики, порой, чуть не заглушали рев моторов. Многие приехали с детьми. Детский смех, возгласы удивления и сияющие счастьем глаза стали истинным украшением спортивного праздника. Удивительно, но в течение многих часов гонки, количество зрителей у ограждающих барьеров не сокращалось, а, наоборот, увеличивалось.
Автомобили
От разнообразия марок и моделей дрэгстеров рябило в глазах. Здесь были и часто встречающиеся на дорогах страны Volkswagen, Audi, Skoda, Subaru, и более редкие Porsche и Lotus, и, конечно, большое количество Honda и BMW, чьи двигатели, как будто, предназначены для форсирования и различных доработок.
Кстати, двигатели – вообще, отдельный разговор. Атмосферные и турбированные, объемами от 2-х до 5-и литров, мощностью от нескольких сотен до тысячи лошадиных сил. Было, между прочим, и несколько автомобилей с дизельными силовыми установками, от которых простой обыватель не ждет особых скоростных показателей, считая их чем-то сродни трактору – мощному, но медленному. Но когда они проносились вдоль ограждений, завывая турбинами, зрители невольно поднимали глаза к небу, ожидая увидеть самолет, который заходит на вынужденную посадку, на этот забытый аэродром.
Организация
Устроители соревнований продумали и предусмотрели все. На территории, отведенной для зрителей, работали летние кафе и палатки с напитками, были установлены мангалы, на которых готовился шашлык и мититеи. Не были забыты и другие необходимые удобства. Такой разветвленной инфраструктуры, конечно же, не было в аэропорту даже во времена его недолгого процветания.
Но главное – безопасность. Наряды полиции и суровые работники службы безопасности гонок – маршалы, бдительно следили за тем, чтобы никто не пересекал линий, ограничивающих саму трассу от остального мира. Предстартовые маршалы проверяли, не забыли ли пилоты пристегнуть ремни безопасности и надеть шлемы. В непосредственной близости от, той самой, скоростной ¼ мили, дежурили автомобили техпомощи, пожарная машина и карета скорой помощи.
Техническая сторона обеспечения драг-рейсинга поражала своим великолепием. На дистанции были установлены пять линий сенсоров, с помощью которых определялась скорость и время с точностью до тысячных (!) долей секунды. И это, не считая обычных видеокамер, фотофиниша и пр.
В общем, все было сделано на высшем уровне. Недаром генеральным партнером гонок стала сеть автосервисов и шинных центров MASTER LUX, представляющая такие всемирно известные бренды, как шины Lassa, аккумуляторы Baren и моторные масла Rheinol.
К слову, некоторые дрэгстеры были оснащены, именно, шинами Lassa. И пилоты отзывались об этой марке с восхищением, употребляя такие термины, как «зацепистая», «устойчивая» и т.д. Видимо, заслужено этот бренд был внесен в название самого суперфинала: DRAG RACING LASSA SUPER CUP.
Тренировочные и квалификационные заезды
Еще до начала самих гонок в тренировочных заездах пилоты показали свое умение, а автомобили – свою мощь. Целые табуны лошадей, скрытые под капотами дрэгстеров, заставляли дрожать бетонные плиты взлетно-посадочной полосы, дым, горящих от скорости шин, застилал трассу, выстрелы из выхлопных труб сливались в сплошную канонаду. Скорость в 200 км/ч была зафиксирована уже на первых минутах тренировок. 10-секундный барьер прохождения четверти мили был преодолен уже в квалификационных заездах.
Но главное, что поразило всех присутствующих - это мастерство пилотов, которые за штурвалами своих автомобилей, казалось, обретали сверхчеловеческие способности. Например, показатели реакции на светофор достигали 0,040-0,030 (!) секунды. За эту долю мгновения нормальный человек даже моргнуть не успевает, а пилот уже включил скорость, стартовал и мчится по трассе!
Суперфинал и награждение
Во время самих гонок накал страстей достиг апогея. Зрители встречали аплодисментами каждый «хот-род», выезжающий из зоны прогрева. Мозг отказывался верить услышанному: скорость на выходе – 250-260 км/ч, время реакции на светофор – 0,030-0,020 секунды, преодолены скоростные барьеры – 9,7; 9,6; 9,5 секунды…
Правда, случались и фальстарты – сказывалось волнение, а неумолимая телеметрия не прощала ошибки и в тысячную долю секунды.
Были и техсходы (поломки автомобилей). Не выдерживала нагрузки техника: слетали ремни ГРМ, ломались коробки передач, рассыпались корзины сцепления. Но люди нечеловеческое напряжение преодолевали, часто через десяток-другой минут после техсхода, автомобиль возвращался на трассу, восстановленный умелыми руками техников и самих пилотов, многие из которых заняли свои места на пьедестале почета.
Вот имена победителей:
Категория STREET
STREET 1
- МЕСТО – № 20 Баранов Евгений
- МЕСТО – № 22 Маковей Илие
- МЕСТО – № 13 Орлов Владимир
STREET 2
- МЕСТО – № 10 Мошняга Максим
- МЕСТО – № 29 Бельский Александр
- МЕСТО – № 16 Беседин Максим
STREET 3
- МЕСТО – № 33 Нетеду Денис
- МЕСТО – № 9 Копосов Вадим
- МЕСТО – № 3 Кайряк Александр
Категория PRO
Класс RWD
- МЕСТО – № 28 Зинченко Сергей
- МЕСТО – № 46 Гарбуз Максим
- МЕСТО – № 44 Маковей Максим
Класс АWD
- МЕСТО – № 900 Дрон Евгений
- МЕСТО – № 3 Кайряк Александр
- МЕСТО – № 11 Боаге Александр
Класс N/A
- МЕСТО – № 16 Беседин Максим
- МЕСТО – № 44 Маковей Максим
- МЕСТО – № 5 Климишин Петр
Класс UNLIMITED
- МЕСТО – № 900 Дрон Евгений
- МЕСТО – № 28 Зинченко Сергей
- МЕСТО – № 33 Нетеду Денис
Всем победителям вручили заслуженные награды и призы от партнеров гонки и спонсоров. Несколько кубков уехали в Украину и Румынию, но большинство – получили постоянную прописку в Молдове, наши пилоты оказались на высоте. Один кубок, выигранный местным пилотом, к огромному восторгу зрителей, остался в Бельцах. Но настоящей наградой всем участникам, конечно же, стали овации и восторги зрителей.
Не остались без заслуженного признания устроители суперфинала по драг-рейсингу. Гости из соседних стран тепло отозвались о нашей республике, наших людях и самом чемпионате, пообещав вернуться в Молдову в следующем году. А значит, у всех нас еще будет возможность встретиться на, тех самых, фантастических 402 метрах скорости. И этой возможностью не следует пренебрегать. Еще раз повторим: почти невозможно описать словами то, что нужно видеть воочию.
Удачи! И, до встречи на четверти мили!